Пожарная безопасность при эксплуатации автотранспортных средств

Одним из важных требований безопасной эксплуатации автомобилей является соблюдение водителем требований пожарной безопасности. Причинами пожаров в автомобилях является банальный недостаток знаний пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, применяемых горюче-смазочных материалов, невыполнения и несоблюдения правил пожарной безопасности при технической эксплуатации автомобилей, несвоевременного и не в полном объёме проведённого технического обслуживания.

Пожары в автомобилях быстротечны и предоставляют большую опасность для водителей и пассажиров. Обилие электрооборудования и синтетической обшивки салона в случае пожара выделяют большое количество токсичных газов. Наличие огнетушителя в салоне является неотъемлемой частью комплектации автомобиля. Огнетушитель должен быть надёжным и исправным.

Наиболее частые причины пожара приведу ниже:

— в гаражах — это неосторожное обращение с огнём; нарушение правил пользования электрооборудованием; проведение электросварочных работ; неисправность электрооборудования и электрической сети; нарушение требований пожарной безопасности при хранении и заправке автомобиля топливом и горюче-смазочным материалом.

— в автомобиле — это неисправность электрооборудования и топливной системы; неосторожное обращение с огнём при курении в салоне; использование открытого огня (факелов) для разогрева двигателя. При ремонте: неисправность электрооборудования; нарушение правил пожарной безопасности при проведении электросварочных работ и неосторожного обращения с огнём; неисправность системы питания.

Анализ пожаров в автомобилях показывает, что наиболее частой причиной их возникновения являются короткое замыкание при неисправности электрооборудования. Короткое замыкание происходит в результате нарушений изоляции электропроводки и из-за неисправности электрооборудования. При коротком замыкании, ток протекая по проводнику, вызывает значительное его нагревание, при котором возможно загорание изоляции проводника, а затем контактирующих с ним сгораемых материалов, так и возникает пожар. Профилактика и предупреждение коротких замыканий заключается в правильном монтаже и эксплуатации электропроводки и электрооборудования.

В случае возгорания автомобиля следует предпринять следующие обязательные действия:

— для начала, остановите движение автомобиля, выключите двигатель, поставьте на тормоз и заблокируйте колёса ручником. Помните, первые признаки пожара в автомобиле можно идентифицировать по наличию запаха бензина или жжёной резины в салоне, а также по наличию дыма, идущего из-под капота;

— если есть пассажиры, помогите им покинуть салон автомобиля и удалиться на безопасное расстояние;

— затем немедленно вызовите спасателей по телефону 112 (с мобильного телефона, любого оператора сотовой связи).

В первую очередь, необходимо разъединить контакты, вытащив ключ из замка зажигания. Пожарная безопасность автомобиля состоит в том, что в салоне обязательно должен присутствовать огнетушитель (в автомобилях также могут применяться разные типы огнетушителей). Специалисты советуют иметь в автомобиле 2 огнетушителя. Для тушения пожаров в топливной системе лучше использовать порошковые огнетушители, при коротком замыкании электропроводки – углекислотные. При тушении возгорания под капотом постепенно и осторожно откройте его — желательно сбоку палкой или монтировкой, так как при этом возможен выброс пламени. Направляйте огнетушитель на очаг наиболее интенсивного горения или накройте пламя брезентом, забросайте песком, рыхлой землей/снегом, залейте водой. Если пламя затронуло только карбюратор, достаточно включить мотор на максимальные обороты, что поможет потушить огонь. Если возгорание автомобиля началось в задней части, где находится бензобак, единственное, что Вам следует сделать — это быстро удалиться от машины на достаточное расстояние. Помните, если пожар в автомобиле начался с салона — опасность имеется очень серьёзная, поскольку огонь быстро распространяется по обивке, состоящей из ткани, пластика и синтетических волокон. Процесс распространения пожара значительно ускоряется, вследствие притока воздуха, в течение 3-5 минут происходит воспламенение горючих материалов, всего салона. Во второй период развития пожара сгорает основная часть горючего материала (до 80%), практически с постоянной скоростью. Среднеобъёмная температура повышается до максимального значения. Как показывает практика, второй период развития пожара в салоне автомобиля длится от 10 до 20 минут.

Не меньшую опасность в холодное время года представляют электрические подогреватели (котлы подогрева) установленные на автомобиле и использующиеся автомобилистами для подогрева двигателя. Как правило, опасность представляет не сам электрический подогреватель, а электрический провод, идущий от него, подключаемый к электрической розетке. Многие из нас встречают на дорогах автомобили с торчащими снаружи проводами от подогревателей, при этом автомобилисты не задумываются о том, что в условиях низких температур изоляция на данном проводе тоже «замерзает», становиться менее эластичной, а при движении подвергается вибрации, в результате чего в изоляции провода образуются трещины, что в последствии может привести к пожару.

С учётом местных условий, связанных с низкими климатическими температурами в осенне-зимний периоды, необходимо обратить внимание на:

— недопустимость укладки сгораемых материалов (покрывала, мешковины и пр.) на поверхность двигателя, а также опасность установки картона, фанеры и других горючих материалов перед радиатором. Нарушение данных рекомендаций может привести к возгоранию в моторном отсеке;

Как правило, заводом-изготовителем автомобилей предусматривается теплоизоляционный слой двигательного отсека, прикреплённый непосредственно к внутренней поверхности крышки капота. Однако в северных условиях, такой теплозащиты может быть недостаточно, поэтому автовладельцами принимаются дополнительные меры по утеплению двигателя, путём укладки дополнительных изоляционных материалов. В этом случае, на первом месте должен стоять правильный выбор утеплителя, который должен быть выполнен из негорючего материала, с заполнением негорючим наполнителем. Стоит отметить, что в продаже имеются утеплители, отвечающие указанным требованиям.

 

 

 

Юлия Костромина