Безопасность граждан напрямую зависит от эффективности механизма быстрого реагирования на возникающие угрозы.
Совсем недавно, буквально 10-15 лет назад, в чрезвычайной ситуации человек вынужден был тратить драгоценное время на размышления, чтобы решить, куда обратиться за помощью: в пожарную охрану, в то время «милицию» или скорую медицинскую помощь. С момента внедрения на всей территории Российской федерации единого номера службы спасения «112» эта проблема была решена. Прием вызовов на телефонный номер «112» осуществляется в различных регионах, областях, городах, поселках и иных видах населенных пунктов с любого стационарного или сотового телефона. Данная услуга является бесплатной. Звонки поступают оперативным дежурным единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) Департамента по ЧС и фиксируются в соответствующем журнале. В зависимости от характера сообщения соответствующие силы и средства направляются к месту вызова (происшествия).
365 дней в году, 24 часа в сутки — система 112 функционирует в круглосуточном режиме и находится в постоянной готовности к экстренному реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях).
Приведем немного статистики: в 2021 году на телефоны единой дежурно-диспетчерской службы «112» поступило 27888 вызовов, из них:
— в пожарную охрану – 963 вызовов;
— в полицию – 3069 вызовов;
— в скорую медицинскую помощь – 5049 вызовов;
— в аварийную газовую службу – 344 вызова;
— иное (ложные звонки, справочные) 18463 вызова.
Это огромный объем звонков, с которыми оперативные дежурные обязаны справиться и максимально оперативно направить помощь для принятия экстренных мер по спасению людей и имущества. Поэтому так актуальна проблема ложных вызовов, которые приводят к бессмысленной эксплуатации спасательной техники, расходу материальных и финансовых ресурсов впустую. Но самое важное здесь то, что потерянная минута работы специалистов экстренных служб может стоить кому-то жизни!
Чаще всего причиной ложного вызова становится детская шалость. Количество шутников резко возрастает в дни школьных каникул, когда дети предоставлены сами себе. Однако стоить отметить и тот факт, что даже взрослые позволяют себе обращаться по номеру экстренного реагирования «112» за справочной информацией о погоде, ограничениях движения на дорогах в зимний период, об отмене занятий в организациях образования и прочее.
Хотелось бы напомнить, что «112» – это номер телефона, по которому можно позвонить круглосуточно и бесплатно, с мобильных или со стационарных телефонов, в том числе общественных таксофонов, чтобы связаться с какой-либо экстренной оперативной службой. Звоните на номер «112» только в случаях, если Вы нуждаетесь в экстренной помощи, когда возникла реальная угроза жизни, здоровью, имуществу или окружающей среде, или есть причины подозревать это.
Не звоните на номер «112», если Вы:
— испытываете трудности с сотовым оператором;
— хотите получить справочную информацию.
— не давайте детям мобильный телефон для игр – при заряженном аккумуляторе ребенок может случайно позвонить на номер «112»;
— позаботьтесь о том, чтобы с Вашего телефона не поступали непреднамеренные звонки на номер «112». Это может произойти и при включенной блокировке клавиш телефона.
В случае различных аварийных ситуаций большое количество звонков, совершенных на номер «112» с целью получения справок, может перегрузить телефонные линии службы экстренной помощи.
Для того чтобы в случае необходимости Вы могли как можно быстрее вызвать помощь, запомните эти простые, но полезные советы:
— дождитесь ответа оператора на Ваш звонок. Если после нескольких сигналов оператор не ответил, ни в коем случае не прерывайте звонок и не звоните снова. Каждый ваш повторный звонок будет воспринят как новый и соответственно окажется в конце очереди звонков, поэтому Вам понадобится больше времени на то, чтобы дозвониться;
— когда оператор ответит, представьтесь, коротко и ясно объясните, что и с кем произошло. Сохраняйте спокойствие и говорите чётко. Не паникуйте! Иногда бывает трудно получить необходимую информацию для быстрого реагирования на происшествие. Конкретные ответы на все вопросы необходимы оператору для точного определения потребности в оказании срочной помощи;
— укажите характер происшествия и место (если знаете – и точный адрес), где необходима срочная помощь. Если можете, объясните оператору, как это место легче найти (к нему подъехать). Если опасность возникла не в том месте, где находитесь Вы, укажите данный адрес.
Помните, что Вы звоните в профессионально подготовленное учреждение, и информация, которую от Вас требуют, очень важна, не теряйте терпения и не сердитесь, если Вы не понимаете смысл и характер вопросов.
Если ситуация требует оперативного реагирования, то помощь будет направлена немедленно, а оператор «112» может запрашивать информацию о Вас, пока экстренные службы находятся в пути.
Строго следуйте советам диспетчера экстренной службы. Не кладите трубку, пока оператор «112» не скажет, что разговор можно закончить.
Помните, оператор лишних вопросов не задает. Все вопросы наработаны годами практики и задаются для сокращения времени оказания помощи.
Закончив разговор, постарайтесь не занимать телефонную линию, с которой Вы звонили, если в этом нет необходимости. Оператору может понадобиться связаться с Вами и попросить у Вас дополнительную информацию или дать Вам дополнительный совет. В случае изменения ситуации на месте происшествия (улучшилась или ухудшилась) позвоните по номеру «112» еще раз и сообщите об этом.
В некоторых случаях в систему «112» может поступать большое количество сообщений об одном и том же происшествии. Не раздражайтесь, если после нескольких вопросов оператор «112» сообщает Вам, что такое сообщение уже поступило и прекращает разговор. Это необходимо, чтобы избежать дублирования информации и освободить оперативную линию.
Не вешайте трубку, если Вы звоните по номеру «112» по ошибке! Скажите оператору, что всё хорошо. В противном случае оператор системы «112» вынужден будет совершить звонок на Ваш номер, чтобы убедиться, что все в порядке.
Напоминаем, что «112» – это номер службы вызова экстренных служб, а не номер сотового оператора. Обращайтесь по нему только за помощью. Большое количество непрофильных вызовов может привести к перегрузке системы и поставить под угрозу жизнь тех, кто действительно нуждается в экстренной помощи.
Юлия Костромина